Став врио Главы ДНР, Вы практически полностью заменили экономический блок правительства. Чем будет отличаться Ваша экономическая политика от политики А.Захарченко?
Те цели и задачи, которые мы обсуждали еще с Александром Владимировичем у нас полностью совпадают. Да, как вы заметили, действительно исполнители другие и это, в первую очередь, обусловлено тем, что состав предыдущего экономического блока вызывал вопросы. По крайней мере некоторые методы работы Миндоха, которые применялись, абсолютно не приемлемы. Разумеется, сейчас проходят разбирательства, а где-то даже расследования всех специфических событий и моментов.
А будут как-то перестраиваться отношения между государством и бизнесом?
Конечно же взаимодействие между государством и предпринимательским сообществом должно меняться. И уверен, что благодаря как раз новому составу в экономическом блоке правительства мы постараемся этого добиться. Безусловно, должны быть ликвидированы административные барьеры, безусловно, должна быть максимально искоренена коррупция. Конечно же мы понимаем, что на 100 % мы ее не уберем, поэтому это весьма долгосрочная работа. Проще говоря, необходимо сделать прозрачными как взаимоотношение между государством и бизнесом, так и механизм принятия решений властью в целом. И здесь абсолютно не случайно мы решили создать новый орган — Аппарат Уполномоченного по правам предпринимателей.
Вы думаете этот орган поможет решить проблемы?
Благодаря этому Аппарату у бизнеса появится реальная возможность достучаться до власти, давать сигнал о каких-то возможных перегибах. У предпринимателей будет реальная возможность подавать свои инициативы, предлагать правки в различные нормативно-правовые акты. Безусловно, институт Уполномоченного по правам предпринимателей сможет справиться с этой задачей, а соответственно и улучшить условия работы для бизнеса, что пополнит бюджет в виде налогов. Ведь только после хорошей наполняемости бюджета можно предметно говорить о повышении заработной платы бюджетникам, размера пенсий, социальных пособий и стипендий.
В частности, меня, конечно же, очень волнует сегодняшний уровень зарплат у медиков и учителей. И пока мы не закроем потребности гражданского общества мы не можем говорить о полноценном развитии государства и об амбициозных задачах, которые сейчас пока только прописываются.
Бизнес-омбудсмен уже начал свою работу?
Сейчас проходит этап формирования Аппарата. Прописывается структура, необходимые изменения в НПА, дополнительные законы находятся в стадии проработки. Но тем не менее уже сейчас предприниматели имеют возможность общаться с представителями власти, которая на сегодня уже более открыта, а в плане экономики уж точно. Вас ассоциируют с так называемым «раскручиванием гаек».
За эти пару месяцев уже были сигналы от инвесторов?
Безусловно. И это нас подстегивает, поскольку у нас нет времени на раскачку. Инвесторы не будут слишком долго стоять в очереди, не будут ждать каких-то абстрактных вещей, заявлений. Нужны конкретные действия, над чем мы сейчас и работаем.
Скажите, уже сформирован какой-то образ будущего экономики ДНР?
Социально ориентированное и экономически развитое государство, сформулируем это так. Разумеется, никуда не денешься от веяний современного мира. Конечно же мы никогда не уйдем от капитализма и рыночных отношений. Соответственно, мы будем только поощрять наличие здоровой конкуренции. Мы не должны все переводить в государственную собственность, а потом удивляться почему это не работает. Я сторонник государственно-частного партнерства.
Безусловно, государство должно контролировать стратегически важные отрасли, но что касается остальной коммерческой составляющей, здесь везде должна главенствовать конкуренция. Именно при таком подходе не будет стоять вопрос о регулировании государством, например, максимально допустимой наценки. Это уйдет само собой и станет абсолютным рудиментом. Конечно, в жизни нашей страны был такой этап, когда это было необходимо — тогда просто «тушили пожар». Сейчас же мы должны создать условия для появления честной и здоровой конкуренции. Ведь никто не пойдет в магазин, где дороже, если рядом есть возможность купить дешевле.
В последнее время были инициированы проверки работы госпредприятий. Есть какие-то результаты?
Процесс идет. Но те промежуточные выводы, которые сейчас мне подают вызывают очень много вопросов. Нам придётся очень много перестраивать, и я не исключаю, что на определенных этапах виновные понесут ответственность. Расследование еще не закончено, но, скажем так, кое-кого ожидает долгая беседа.
Но ведь за последние 2 месяца уже были аресты и задержания как в госпредприятиях, так и ведомствах. Каких структур это коснулось сильнее всего?
Давайте будем откровенными, больше всего в плане коррупционных составляющих, нас волнует Министерство доходов и сборов, поэтому там был ряд задержаний. Опять же, порядка 80% госпредприятий было под контролем именно этого министерства. Поэтому здесь, скажем так, все сходится в одну точку. Опять же, это не значит, что в других министерствах и ведомствах все хорошо. Там тоже есть вопросы и тоже проводится работа. Опять же, никакой «охоты на ведьм» мы не собирались и не собираемся устраивать, поскольку такие методы всегда деструктивны. Все исключительно в рамках закона и установленных норм.
Экс-советник руководителя «Внешторгсервис» Александр Ананченко стал премьер-министром, ДФДК перешел от Минпромторга к ВТС. Можно ли сказать, что ВТС укрепляет свои позиции в ДНР, что будет с промышленностью, и какая роль ВТС в экономике ДНР?
Укрепление позиций ВТС – это очень поверхностная оценка ситуации. Ни для кого не секрет что «Внешторгсервис» взял на себя огромнейшую нагрузку: где-то по запуску предприятий, где-то по поддержанию их работы. Стоит отметить, что это крупные предприятия, а в некоторых случаях даже градообразующие. И благополучие людей, семей и даже целых населенных пунктов зависит от того, будут ли эти предприятия работать. Помимо налогов и других сборов, как вы знаете, сейчас мы заключили соглашения о социальном партнерстве с ВТС. Сумма, как дополнительная, вполне не малая, более того, эти средства будут распределяться по всем городам и районам Республики, даже если там нет филиалов «Внешторгсервиса». Что касается передачи ДФДК под ВТС, то готов здесь разложить по полочкам.
Этот шаг был обусловлен исключительно экономической целесообразностью. Так получилось, что ДФДК может продавать свою продукцию только предприятиям ВТС. Когда я стал исполняющим обязанности Главы, и я вник в детали, мы просчитали массу вариантов относительно сбыта продукции ДФДК. Разумеется, мы нашли покупателей в других регионах РФ, но, к сожалению, из-за дорогой логистики поставки продукции с комбината оказались экономически не состоятельными. Поэтому более правильным было, чтобы предприятие стало составляющей частью комплекса, размещенного на нашей территории.
Таким образом, мы сможем снять проблемы с выплатой зарплат на ДФДК, которые там длились долгое время. Насколько я помню, в Докучаевск приезжали из ОДДР, помогали, оказывали гуманитарную поддержку предприятию, но это же не метод. Предприятие должно работать, зарабатывать и платить налоги. А как оно сможет платить налоги, если предприятию не хватало даже на выплаты заработной платы. Поэтому, я считаю передачу комбината под управление ВТС взвешенным и правильным решением. В целом можно назвать сотрудничество и взаимодействие с ВТС конструктивным и нацеленным на благосостояние наших граждан. Что касается премьер-министра, то Александр Ананченко назначался с позиции эффективности и профессионализма.
Поэтому заявлять, что председатель Совмина является представителем отдельных финансовых групп или кого-то персонально, было бы неправильно. У Александра Евгеньевича были и другие места работы. Нельзя же сказать, что он является ставленником всех этих организаций или предприятий. Считаю, что Александр Ананченко является профессионалом, и он уже многими своими действиями доказал приверженность Республике. Нам нужно развивать экономику, нам нужны специалисты. Вот именно этим я и руководствовался, когда утверждал кандидатуру на пост премьер-министра.
Вы анонсировали создание совета предпринимателей. Скажите, будут ли там присутствовать представители финансово промышленных групп, которые имели влияние на Донбасс до 2014 года?
Вы имеет ввиду олигархов? Мы определились еще в 2014 году, что у нас олигархов не будет. А уж тех олигархов, которые наносили и продолжают наносить вред жителям ДНР, финансировать террористические батальоны не будет тем более. У нас есть абсолютное понимание, что власть и бизнес должны действовать раздельно. Хочу подчеркнуть, что мы не против богатых людей, мы против богатых людей во власти. Возьмите, к примеру, Украину. Там заведомо управляемый извне президент. То есть абсолютно уязвимая личность, которой можно манипулировать и на которого можно надавить, поскольку все его капиталы находятся за рубежом.
Исходя из этого, мы видим ряд его действий, направленных против жителей оставшейся части Украины. Безусловно, мы себе такого позволить не можем, тем более у нас есть хороший пример президента, на которого надавить не получается ни у кого. Мы все прекрасно знаем этого президента и эту страну. Она для нас является близкой и с нее мы берем пример.
Согласно Минским соглашениям, ДНР и ЛНР являются территорией Украины с отдельным статусом. Вы долгое время были главным переговорщиком от ДНР. Таким образом, появилось мнение, что Ваша политика будет направлена на возврат территории ДНР под контроль Украины. Так ли это?
Начнем с того, что сейчас главный переговорщик Наталья Никонорова. Что касается меня, как сторонника возврата ДНР в Украину, так вот: я, как никто другой, чаще всех общался с представителями Украины и за весь этот период прекрасно понял их позицию, и я прекрасно понимаю, что ждет Донбасс даже при теоретическом возвращении в состав Украины. Я буду называть вещи своими именами – нас ждет геноцид, зачистка и прямое уничтожение.
Поэтому, никаких иллюзий в этом плане я не испытываю. Действительно Минск – это единственная международная площадка, где представлены наши представители и мы можем озвучивать свою позицию. Тем не менее это не мешает нам продолжать строить свою государственность, чем собственно мы и занимаемся. Поэтому, нашим гражданам можно быть спокойным за меня – я не сторонник Украины уж точно.
Вы руководитель «Русского центра». Все концерты в Донецке проводятся под эгидой этого Центра. Вам не кажется, что это пир во время чумы и вообще насколько дорогое удовольствие приглашать сюда российских артистов?
Начнем с того, что на территориях ДНР и ЛНР проживают 4 млн человек. Среди нас есть ребята, которые с оружием в руках в любую погоду стоят на передовой и защищают наши границы. Тем не менее у них есть семьи, да и в целом у нас большое количество гражданского населения, которое просто устало от войны. Им не чужды все атрибуты довоенной жизни, в том числе и концерты, которые помогают хоть ненадолго забыть о военном конфликте. Война еще не окончена и безусловно работу «Русского центра» в этом ключе я считаю эффективной.
По поводу сколько стоит – Республика на эти концерты не затрачивает ни копейки. Это все проходит в рамках налаживания взаимоотношений между нами и регионами РФ. К нам приезжают те артисты, кто так или иначе не согласны с геноцидом по отношению к народу Донбасса, кто готов поддержать нас своим творчеством.
Конечно же, я читал разные комментарии, мол «лучше бы эти деньги потратили на что-то другое». Так вот повторюсь — деньги Республика на это не тратит. Концерты – это просто поддержка нашей страны регионами России, это культурная составляющая, которой делятся с нами наши друзья и единомышленники из братской страны..