С празднованием Дня народного единства в России не задалось. И с самим единством тоже. Если в первые годы после учреждения новой даты наглядной демонстрацией раскола общества были выступления националистов, то к четвертому сроку Владимира Путина таковой стало социальное неравенство, поощряемое политикой Кремля.
Так, с 2016 по 2018 год число российских долларовых миллиардеров в мировом рейтинге журнала Forbs выросло с 77 до 106 человек. При этом совокупное состояние 200 богатейших российских бизнесменов за прошедший год подскочило почти до полутриллиона долларов. Таким образом, популярные сетования на экономический кризис нашей экономической элиты не касаются.
Значительную часть средств российские олигархи по-прежнему тратят на собственное потребление. Среди самых роскошных их приобретений — суперяхты, стоимостью в десятки и сотни миллионов долларов. Согласно свежему рейтингу агентства Bloomberg, российским олигархам принадлежит почти половина из 25 самых дорогих яхт в мире. А самая-самая — Алишеру Усманову.
Соседями наших соотечественников по рейтингу являются в основном арабские шейхи: представители королевской семьи Катара, султан Омана, саудовский наследный принц и т. п. Ведь в нефтяных монархиях Аравийского полуострова национальные богатства контролируются семьями правителей. Если судить по яхтам олигархов, Россия ближе к деспотиям Востока, чем к Западу.
Если судить по политике Кремля в отношении олигархов — тоже. Так, компания Олега Дерипаски «Русал», притесняемая США, попросилась из офшора на острове Джерси под российскую «крышу». Ради таких, чужих на самом деле, компаний правительство даже создало внутренние офшоры. Так что, Дерипаска по-прежнему будет зарабатывать, используя ресурсы России.
При этом личные доходы многих россиян далеки даже от рекламируемых правительством средних показателей по стране. Половина работников получает менее 30 тысяч рублей в месяц — именно такая в РФ медианная зарплата. Глядя на подобное расслоение, народ резонно задается вопросом: какое здесь может быть «единство»?
Сглаживать нарастающее имущественное неравенство власти не собираются. Их планы до 2024 года — когда закончится срок Путина, огласил на днях первый вице-премьер и министр финансов Антон Силуанов. По его словам, никаких изменений в налоговую политику вноситься не будет: плоская шкала останется, а введенные ранее «налоги на роскошь» признаны достаточными.
Подобное равнодушие к перераспределению общественного богатства, да еще и на фоне повышения пенсионного возраста, а также озвученной представителем «Единой России» идеи вовсе отменить пенсии по старости, выглядит форменным людоедством. А «единства» между хищником и жертвой не может быть по определению.
Вообще, складывается впечатление, что основной своей целью правящий в России класс видит в создании сословного общества, в котором состоятельные «господа» будут править нищими «холопами». И если высшая власть пытается скрыть это за некой экономической целесообразностью, то чиновники на местах порой «режут правду-матку».
Например, директор департамента молодежной политики Свердловской области Ольга Глацких так объяснила молодежи свой взгляд на жизнь: «Вам государство вообще в принципе ничего не должно. Вам должны ваши родители, которые вас родили. Государство их не просило вас рожать». Вряд ли теперь этих молодых людей получится убедить в необходимости их единства с чиновниками.
Напомним, День народного единства был задуман властями в 2005 году как альтернатива празднованию годовщины Октябрьской революции 7 ноября. Идеология праздника была «привязана» к победе российского ополчения над польскими интервентами. Однако за минувшие годы он так и не стал действительно народным, а возникшая в последнее время социальная напряженность лишь подчеркивает актуальность 7 ноября.