Белорусская таможенная статистика подтверждает: после того, как Россия ввела продовольственный запрет для некоторых стран, родная Белоруссия стала транзитным каналом для поступления запрещенной продукции. Так что когда на рынке в очередной раз улыбчивые продавцы скажут о том, что продукция высокого белорусского качества, стоит подумать, а так ли это на самом деле.
Все дело в том, что после того, как Россия ввела запрет на продукцию из стран ЕС, США, Канады, Норвегии и Австралии в структуру белорусской внешней торговли внесены некоторые изменения. Белоруссия услужливо нарастила импорт из стран, попавших под российские санкции. И конечно же, именно по этим позициям вырос экспорт белорусских товаров в Россию. Дело доходит до абсурда. Ну как может Белоруссия поставлять мидии и рыбу, если у них даже выхода к морю нет.
В Россельхознадзоре с ситуацией знакомы, но делают вид, что ничего не происходит. Глава Россельхознадзора Сергей Данкверт так комментирует сложившуюся ситуацию:
Таможня не располагает данными, потому что в ее статистике нет Белоруссии. То есть данные-то есть, но это данные, которые предоставляют белорусские коллеги. Думаю, что оценка в данном случае сомнительна и не то чтобы отражает реальность.
Мы спрашиваем Беларусь и Казахстан, сколько они получили продукции из Европы, но они эти цифры считают сокровенными и принадлежащими только им.
Мы попросили наших белорусских коллег с ними вместе постоять на границе, неделю-две. Нам отказали, ссылаясь на то, что у них специалисты очень подготовленные. Особенно, как оказалось, по мясу они подготовленные. И по овощам, видимо, тоже.
Точно такая ситуация складывается с белорусской картошкой. В марте Россельхознадзор ограничил поставки египетского картофеля, а затем обнаружил его под видом белорусской бульбы. Если белорусы не прекратят злоупотреблять нашим терпением, придется запретить весь картофель, который идет в сопровождении белорусских документов.
Если запрет введут, как это отразится на ценах? Когда же мы начнем понимать, что надо обеспечивать себя самим. Хотя бы такими элементарными вещами, как картошка.